Главная » Статьи » Китай |
В категории материалов: 147 Показано материалов: 21-30 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 14 15 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Несмотря на долгое и стойкое сопротивление, впервые в своей истории весь Китай оказался под властью иноземных завоевате- лей. Более того, он вошел в состав гигантской Монгольской им- перии, охватившей сопредельные с Китаем территории и прос- тиравшейся вплоть до Передней Азии и приднепровских степей. |
В XII в. на территории современного Китая сосуществовали четыре государства, на севере — чжурчжэньская империя Цзинь, на северо-западе — тангутское государство Западное Ся, на юге — Южносунская империя и государственное образование Наньчжао (Дали) в Юньнани. |
Проведение преобразований, направленных на устранение со- трясавшего страну жесткого кризиса и спасших династию от краха, не смогло, однако, решить острейших проблем внутри- и внешнеполитического характера. По-прежнему, чтобы сохранить мир на границе, приходилось выплачивать дань северным сосе- дям. Кроме того, в 20—30-е гг. XII в. повстанческое движение вновь охватило юг и центр Китая. В восстании в Чжэцзяне в 1120—1122 гг. участвовало более 1 млн человек. Недовольство порядками империи подогревалось проповедью тайной органи- зации «Учение о свете» с элементами манихейских, буддийских и даосских верований. Поводом к выступлению послужил пра- вительственный указ об обложении налогом традиционных про- мыслов, связанных с разработкой в горах мрамора, резьбой по дереву и камню, выращиванием ценных пород деревьев, что приносило местным жителям дополнительный доход. |
Широкое распространение чужеземного для Китая буддизма и рост популярности исконно китайского даосизма со всей очевид- ностью обнаружили кризис классического конфуцианства и не- обходимость реформирования этой древней мудрости. Это и было сделано усилиями учителей сунского периода — Чжоу Дуньи (1007-1073), Шао Юна (1011-1077), Чжан Цзая (1020-1078), Чэн И (1033—1107), Чэн Хао (1032—1085) и самого великого из них - Чжу Си (1130-1200). |
Славу и известность сунской культуре обеспечила не в послед- нюю очередь ее глубокая органичная приверженность древней культурной традиции, зачастую по-новому осмысленной. В част- ности, это ярко проявилось в трех культурных нововведениях сун- ского времени — изобретении пороха, компаса и ксилографии (печатание с резных досок). Принципиальные идеи этих новшеств восходили к древности, но лишь в сунское время они были вос- требованы в новых сферах. |
Сунский период стал вехой культурного (в широком смысле этого слова) взлета страны. В процветающем сельском хозяйстве, в эволюции городского организма ясно проявилось расширение культурного горизонта, обогащенного во многом знанием об ок- ружающем мире. Не только появились новшества во всех сферах жизни, но и обозначилась тенденция перенесения центра разви- тия на юг от Янцзы. |
Напряженность положения на границах, нестабильность внутри страны, связанная с локальными, но упорно нарастающими на- родными восстаниями, привели Китай в середине XI в. к глубо- кому социально-политическому кризису. |
Тенденцией к ослаблению государственности была отмечена и аграрная политика сунского правительства. Упорядочить взима- ние налоговых поступлений, чтобы пополнить государственную казну, становилось все затруднительней. В социальной жизни Китая X—XI вв. произошли значительные изменения. Официаль- но в сунское время аграрные отношения по-прежнему регулирова- лись указом Ян Яня (780 г.). Иными словами, земельный налог выплачивался казне дважды в год, чаще всего натурой (рисом, просом, пшеницей, пеньковыми и шелковыми тканями), а норма обложения зависела от местности и исчислялась пропорционально размеру земельного владения. Каждый податный был обязан вы- плачивать в среднем доу (10 литров) зерна с му, при этом тра- диционно основу благосостояния государства составлял земельный фонд. |
Возвратить земли, захваченные киданями, сунским властям не удалось, и по размеру новое государство уступало империи Тан. Зато политика основателя дома Сун и его потомков была направлена на упрочение всекитайской власти и на искоренение ярко проявленных в предшествующую танскую эпоху центробеж- ных тенденций на местах. Эта ориентированность на внутренние проблемы жизни государства, образно называемая «укреплением ствола и ослаблением ветвей», способствовала тому, что импе- рия Сун была процветающей. |
С объединением страны открылись новые возможности для плодотворного развития разных областей науки, искусства, ли- тературы; расширились знания о тайнах природы. Алхимики в поисках эликсира бессмертия изучали свойства металлов и ми- нералов. Лекари постигали целебные свойства растений, совер- шенствовали традиционную медицину. Средневековые инженеры и математики прославились своими познаниями при строитель- стве городов, каналов и крепостных стен. Так, достижениями строительной техники начала VII в. стали 37-метровые камен- ные арочные мосты в Хэбэе и в Шаньдуне протяженностью бо- лее 1 км. Наблюдения за сменами сезонов, за небесными све- тилами расширяли астрономические знания. Астрологи составля- ли гороскопы. Немалый вклад в астрономию внес буддийский монах И Хан (VIII в.). |