Главная » Статьи » Китай |
В категории материалов: 147 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 ... 14 15 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Тайпинское восстание значительно ослабило цинскую держа- ву перед лицом угрозы внешнего вторжения. Этой ситуацией спе- шили воспользоваться западные государства, стремившиеся на- вязать Китаю новые неравноправные соглашения, закрепить ус- пех, достигнутый в период первой «опиумной» войны и добиться новых уступок со стороны цинского правительства. Однако в на- чале 50-х гг. XIX в. страны Запада были связаны войной на восто- ке Европы, в которую оказались вовлечены Россия и Османская империя. После поражения России в Крымской войне (1853-1856) их руки оказались развязанными, и они, в первую очередь Анг- лия, приступили к осуществлению планов дальнейшего проник- новения в Китай. |
Причины, которые привели к началу одного из крупнейших в истории Китая народных восстаний, поставившего под угрозу правление цинской династии и продолжавшегося пятнадцать лет, представляли собой сложное переплетение факторов, носивших традиционный характер, с новыми явлениями, связанными с вторжением иностранных держав. Приметы династийного кризи- са, о котором речь шла выше и которые проявили себя в восста- ниях рубежа XVIII—XIX вв., были усугублены последствиями интенсивного вовлечения китайского общества в мировые хозяй- ственные и культурные связи. |
Середина XIX в. стала переломным периодом в истории Ки- тая. Этот перелом был связан с насильственным приобщением китайского общества к формам цивилизации, выработанным ев- ропейской ветвью мирового развития. Капитализм представлял собой общественное явление глобального порядка, имевшее в качестве своей экономической основы сложившийся к середине XIX в. мировой рынок В самой капиталистической цивилизации были воплощены и те ценности, многие из которых возникли в европейской истории еще в эпоху античности. К их числу мож- но отнести автономный характер статуса личности, разделение таких сфер общественной жизни, как власть, собственность, политика, религиозная деятельность, каждая из которых была представлена обособленным социальным институтом. К этому на- до добавить и определенные представления о времени, а стало быть и о том, что принято называть историческим процессом. В христианстве, ставшем духовной основой жизни на средневе- ковом Западе, содержалась идея о начале и конце истории, ко- торые соединяет восхождение человека и общества в целом к пределу, воплощенному в едином Божественном начале. Китай- ская же традиция, как мы видели, основана на иных ценностях и представлениях. |
После маньчжурского завоевания характер социально-эконо- мических отношений в Китае не претерпел кардинальных изме- нений. Это в равной мере можно отнести к сфере как городской экономики, так и аграрного строя. В этом смысле можно говорить о едином минско-цинском периоде в истории Китая. Для этого времени, с точки зрения функционирования экономических и социальных институтов, характерно действие тех же тенденций, которые сложились в стране в послесунский период. Они харак- теризовались возрастанием значения интенсивного поливного рисоводства, прогрессирующим увеличением численности насе- ления, деградацией технологической основы сельскохозяйствен- ного производства. |
Конец XVII—XVIII вв. стали периодом постепенного возрож- дения Китая, понесшего тяжелые потери в годы внутренних смут и маньчжурского нашествия. В сельскохозяйственный оборот вновь вводились заброшенные земли, осваивались пустоши, возрожда- лись традиционные сельские промыслы. Во многом это явилось результатом того, что маньчжурское правительство, учтя уроки народных восстаний, установило сравнительно умеренные нор- мы налоговых изъятий. Наиболее важное значение в этом смысле имели налоговые реформы первой четверти XVIII в. Императорс- ким указом 1713 г. ставки поземельного налога были объявлены неизменными, что означало ограничение налоговых платежей. Наряду с этим предусматривалось слияние поземельного и по- душного налогов на основе первого. Таким образом, в сущности, лишь землевладельцы имели налоговые и повинностные обяза- тельства по отношению к казне. |
В 30—40-е гг. XVII в. китайская держава находилась на заверша- ющем этапе очередного династийного цикла. Как и в предше- ствующие эпохи, этот процесс сопровождался увеличением на- логового бремени, сосредоточением земель в руках имущей час- ти деревни, ростом торгово-ростовщической эксплуатации и коррупции чиновничества. Все это привело к одному из наиболее продолжительных и мощных в истории Китая народных восста- ний - войне 1628-1644 гг |
Первая половина правления минской династии была отмече- на энергичной внешней политикой, свидетельствовавшей о том, что китайская держава стремится утвердить себя как истинный центр мировой цивилизации, не ограничиваясь той ее частью, которая традиционно была объектом китайской экспансии. Именно в этот период окончательно сложилась и укрепилась внешне- политическая доктрина китайской империи, в рамках которой весь окружающий мир рассматривался как варварская перифе- рия, с которой возможны лишь вассальные отношения. |
Недоверие минских императоров к корпорации книжников- чиновников, составлявших основу системы государственного уп- равления в императорском Китае, начало чему положил сам ос- нователь династии, проявлялось в том числе и в той роли, кото- рую играли при дворе евнухи. Ничего нового в участии евнухов в политической жизни двора не было, однако новыми были масш- табы их вовлечения в государственную политику. Если первый минский император стремился противопоставить администрации свой собственный клан, то его потомки хотели привлечь для этой цели евнухов, обслуживавших императорский гарем. |
Правление династии, основанной Чжу Юаньчжаном, было отмечено явным стремлением восстановить ряд принципов, ха- рактерных для танского периода, однако наряду с этим в поли- тике Чжу Юаньчжана явно прослеживается влияние и юаньских образцов. Разумеется, то характерное, что было присуще Китаю на протяжении почти трехсот лет правления минской династии, было связано с деятельностью такой яркой и противоречивой личности, которой являлся сам ее основатель. |
К середине XIV в. империя Юань пришла в полный упадок. Политика властей разрушительно действовала на жизнь города и деревни Северного Китая. К тому же разразившиеся стихийные бедствия — разливы рек, изменение русла Хуанхэ, затопление обширных равнин — сокращали посевные площади и вели к ра- зорению земледельцев. Городские рынки опустели, мастерские и лавки ремесленников закрылись. |