Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

News-News

Суббота, 18.05.2024
Главная » Статьи » Чай

КТО СНАБЖАЕТ МИР ЧАЕМ И КТО ЕГО ПЬЁТ
КТО СНАБЖАЕТ МИР ЧАЕМ И КТО ЕГО ПЬЁТ

Теперь, когда мы знаем о чае сравнительно много, невольно напрашивается вопрос: а как обстоит дело со снабжением человечества чаем в наши дни? Кто, какие страны снабжают мир чаем и где преимущественно пьют чай?

До недавнего времени (1990 год) пять стран – крупнейших производителей чая давали 70 % мирового производства. Из этих пяти стран по производству чая три принадлежат к числу чаепьющих стран. Это Китай, Япония, Россия. Почти 75‑95 % чаепродукции этих стран шло на их собственное внутреннее потребление. Более того, Россия и Япония, кроме собственного производства, ввозят ещё и заграничные чаи, чтобы обеспечить потребности своего населения в чае. Таким образом, основными экспортерами чая на мировом рынке были и остаются Индия, Шри‑Ланка и Индонезия, которые сами чай пьют весьма умеренно. За ними идёт африканская группа стран, которые экспортируют почти весь производимый ими чай. Это – Кения, Уганда, Малави, Мозамбик, Танзания, Заир, Мадагаскар, где внутреннее потребление практически отсутствует.

Таким образом, снабжение всего мира чаем в значительной степени сосредоточено в руках тех стран, само население которых чая не пьёт и в повышении качества его не заинтересовано. (Это относится также и к Грузии.) В то же время такая гигантская чаепроизводящая страна, как Китай, практически устранилась от вывоза чая на внешние рынки и если экспортирует, то немного по сравнению с внутренним производством. Это, конечно, не значит, что Китай перестал производить много чая. Но он производит его сегодня в количествах, покрывающих в основном лишь местные нужды, т.е. примерно пятую часть мирового производства (между 200 тыс. и 300 тыс. т – данные об этом производстве последние десять лет не публикуют). Для страны с миллиардным населением это немного, учитывая тамошние традиции чаепития. Из этого количества экспортируют примерно 50 тыс. т ежегодно (в 1972 году – 51, 3 тыс. т. Это последняя опубликованная цифра!). Таким образом, за последние сто лет происходило постепенное вытеснение Китая с мирового чайного рынка. Вот какими темпами шла эта утрата позиций Китая во всемирной чаеторговле.

Начиная с 40‑х годов прошлого века Китай давал все 100 % мировой торговли чаем. В этом отношении у него не было конкурентов. Такие «великие чайные державы», как Англия и Россия, потреблявшие львиную долю производимого во всем мире чая, зависели от Китая, снабжавшего их чаем, и вынуждены были что называется «кланяться ему». Сам выход на мировой рынок Китая с чаем – результат длительного давления западных держав на Китай, который отказывался «открывать свои двери» и пошёл на вывоз своего чая отнюдь не добровольно. Только России и среднеазиатским государствам Китай продавал чай по своему желанию, так как эта торговля шла не на деньги, а носила вплоть до конца XIX века меновой характер. Но вынудив Китай продавать чай, Англия одновременно начала его производство в Индии и на Цейлоне (Шри‑Ланка). И уже к концу XIX века положение изменилось: в 90‑х годах Китай давал 70‑66 % мировой торговли чаем, так как около трети мировых потребностей смогли уже производить Цейлон (Шри‑Ланка) и Индия.

Накануне Первой мировой войны доля Китая упала до 25 %, а накануне Второй мировой войны или, точнее, к середине 30‑х годов нашего века – до 10 %.

Войны, в которые Китай был втянут в 30‑40‑х годах, привели к сокращению его участия в мировой торговле чаем до нескольких процентов. Фактически оно было сведено на нет.

Только в период с 1949‑го по 1959 год, за десятилетие народной власти, производство чая и его экспорт на мировой рынок были восстановлены до уровня, в половину того, что давала Индия и что было до войны – примерно около 10 % от общего поступления на мировой рынок.

Однако после нескольких лет «культурной революции» и других перетрясок, глубоко затронувших экономическую жизнь Китая, даже и эта скромная доля упала ещё ниже. Во‑первых, она упала абсолютно, ибо на мировой рынок стали вывозить с каждым годом всё меньше и меньше китайского чая. Во‑вторых, она упала относительно, поскольку за последние десятилетия значительно увеличился экспорт чая на мировой рынок не только со стороны чайных гигантов – Индии, Шри‑Ланка, Индонезии, но и со стороны молодых африканских стран, которые хотя и производят не особенно большие количества чая, но зато всё произведённое вывозят, поскольку внутри этих стран чай не употребляют.

В результате доля Китая в мировой торговле чаем в 1970 году едва достигала 4‑5 % и в 80‑е годы не только не поднималась с этого низкого уровня, но и в отдельные периоды падала ещё ниже (фактически до 2‑3). В настоящее время (90‑е годы XX века) Китай несколько увеличил долю экспорта чая в США, особенно зелёного, а также вывоз чёрного чая в Германию, так что общее количество экспортируемого на мировой рынок чая увеличилось примерно вдвое, т.е. составляет в весовом отношении около 5‑7 % продаж чая на мировом рынке. В 1993 году сохранялась тенденция роста экспорта, так что, видимо, Китай восстановит вскоре свою долю в 10 % мирового экспорта, но более этого вряд ли.

Надо иметь в виду, что чайные вкусы населения нашей планеты за последние полвека существенно изменились. Новые поколения привыкли к резким южноазиатским чаям – индийскому, цейлонскому и вполне удовлетворены ими.

Постоянными потребителями китайского чая остаются Англия и Япония, которые, несмотря на своё развитое чайное производство, охотно импортируют ценные китайские чаи. Небольшое количество китайского чая идёт в последние годы также в Ирландию, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР, США и ФРГ. Во всех этих странах потребление китайских чаёв, сохраняющих высокую стоимость, всё более и более ограничивается сравнительно узким социальным слоем – верхушкой буржуазии и крайне немногочисленной теперь аристократией.

Основным же потребителем чая из не производящих чай стран остаются страны англосаксонской зоны, закупающие ежегодно на мировом рынке в общей сложности 850 – 870 тыс. т чая, а также арабские страны, Ливия, Египет, Ирак, Судан и Иордания, ввозящие вместе 150‑170 тыс. т чая. Эти две группы стран потребляют чуть более половины производимого в мире чая, остальную половину «выпивают» Китай, Япония и Россия. На фоне этих чаепьющих гигантов процент потребления чая другими странами выглядит мизерным.

Характерно, что английское влияние в области бытовых традиций и привычек столь же прочно закрепилось и сохранилось как в странах, крепко связанных с Великобританией в прошлом (Канада, Новая Зеландия, Австралия, ЮАР), так и в странах, вёдших на протяжении длительного времени борьбу против английского колониального господства (Ирландия, Египет, Судан, Ирак).

Этот факт ещё более наглядно подтверждают данными о потреблении чая на душу населения в разных странах. Среди двух десятков стран с наивысшим потреблением чая (более 0, 5 кг на душу в год) три четверти находились в прошлом либо находятся по сей день под английским влиянием. Исключение составляют лишь Япония, Иран, Нидерланды, Марокко и Тунис – страны с давней, добританской чайной традицией (см. таблицу).

Интересно, что в этой таблице отсутствуют данные о потреблении чая на душу населения в двух таких великих чаепьющих странах, как Китай и Россия.

Что касается Китая, то данные о приобретении чая в этой стране на душу населения всегда были предметом догадок, ибо никакой статистики на этот счёт не существовало и, по‑видимому, не существует. Можно лишь предполагать, что китайцы потребляют чая примерно столько же, сколько и в Гонконге, т.е. свыше 1 кг, но не более 1, 5 кг на душу в год.

Дело в том, что в Китае в отличие от Японии потребление чая семейное. Чай заваривают в больших чайниках обязательно на всю семью, поэтому расход чая гораздо меньший, хотя его крепость и частота потребления не меньше, чем в Англии, где потребителями чая являются одинокие люди или семьи стариков из двух человек. В этом случае расход чая резко возрастает.

В Индии, США на душу населения приходится менее 300 г чая, в Индии – 290 г, в США – 277 г, в России – 249, 5 г. Объясняется это разными причинами: в Индии – бедностью большинства населения, которому чай просто не по карману; в США – значительным процентом среди населения германских и романских народов, а также негров, которые не употребляют чай как напиток; в России – установившейся в последние годы привычкой большинства населения пить довольно жидкий чай. В то же время в нашей стране есть отдельные районы (Бурятия, Башкирия, Калмыкия, Татария), где потребление чая на душу населения в год достигает более 4 кг, т.е. примерно стоит на уровне потребления чая в Англии.

За самое последнее место в мире по потреблению чая на человека «спорят» Испания и Греция, где на каждого приходится в год всего‑навсего 20 г, т.е. почти вдвое меньше, чем идёт на заварку в течение одного дня у скромной английской семьи. Недалеко ушли от этих «чемпионов» жители Франции и Италии, довольствующиеся 50‑граммовой пачкой чая в течение года, но зато выпивающие уйму вина.

Существует довольно чёткое распределение потребления чая, кофе, пива и вина, которое никогда не «перекрещивается». Это значит, что народы, потребляющие кофе или вино, не потребляют одновременно чая. Самые яркие примеры – французы и итальянцы, с их 30‑40 г чая в год! А с другой стороны – китайцы, японцы и узбеки, на которых в среднем приходится по 0, 1 литра виноградного вина на целый год.

Не менее поразительно и то, что потребление чая, принадлежащего к самым безвредным, а скорее к полезным напиткам, весьма умеренно даже у «чемпионов» такого потребления. Чай потребляют килограммами – от 1 до 4 кг, кофе – уже десятком килограммов – от 9 до 12 кг, вино – десятками литров – от 50 до 100 л, а пиво – сотнями литров – от 100 до 150 л. И после этого находятся люди, которые боятся заваривать чай «чуть‑чуть покрепче»?!
Китайский чай да хун пао
Категория: Чай | Добавил: News (15.11.2012)
Просмотров: 285 | Теги: чай | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: