Главная » Статьи » Китай |
ПОЛИТИКА САМОУСИЛЕНИЯ И ПОПЫТКИ РЕФОРМ В КИТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
ПОЛИТИКА САМОУСИЛЕНИЯ И ПОПЫТКИ РЕФОРМ В КИТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Череда военных поражений Китая в столкновениях с запад- ными державами, приведших к утрате страной полноты государ- ственного суверенитета (установление иностранного контроля над таможенной системой, консульская юрисдикция, экстерритори- альность, создание сеттльментов), явилась побудительным мо- тивом к поиску путей выхода из создавшегося положения. Таким выходом могла быть только политика реформ. Она получила на- звание «движение по усвоению заморских дел» {янъу юньдун) или «политика самоусиления» (цзы цян) и проводилась на протяже- нии 1860—1890-х гг. Ее завершением принято считать события японо-китайской войны, результаты которой продемонстриро- вали большую эффективность реформ в Японии по сравнению с «самоусилением» в Китае. Пытаясь разобраться в причинах побед Запада и поражений Китая, идеологи политики преобразований прежде всего обра- щали внимание на те сферы, где превосходство европейских дер- жав было наиболее очевидным, в первую очередь на военно-тех- ническую мощь иностранных держав. Именно это отмечал один из выдающихся ученых и политических деятелей Китая середи- ны XIX в. Вэй Юань (1794—1856). Наибольшую известность полу- чил его энциклопедический труд, содержавший обширные све- дения по географии, экономике, политическим институтам за- рубежных государств. Написанная на основе многочисленных китайских и иностранных источников, эта книга содержала также и некоторые собственные рекомендации автора, связанные с мерами, которые следовало принять цинскому правительству для разрешения проблем, возникших перед китайской державой. Предложения Вэй Юаня включали строительство арсеналов для производства современного оружия, верфей для сооружения па- ровых судов, реорганизацию армии, учреждение организаций, предназначенных для сбора сведений о западном мире, включая переводы иностранной литературы, реформу системы подготов- ки офицеров армии и флота. В публикациях Фын Гуйфэня (1809—1875), известного педаго- га и исследователя своего времени, была поставлена проблема взаимосвязи конфуцианской традиции и новых веяний, связан- ных с приобщением Китая к западным ценностям. Надо отме- тить, что постановка вопроса о восприятии достижений чуждой культуры была революцией для китайского сознания. Цивилиза- ция, сделавшая передачу основ своей культуры принципом взаи- модействия с окружающим миром, нуждалась в обосновании са- мой возможности заимствования извне. Иначе говоря, эта воз- можность требовала легитимизациина основе конфуцианской традиции. Данная проблема была решена Фын Гуйфэнем следу- ющим образом. С его точки зрения, превосходство морально-этических прин- ципов, заложенных конфуцианством, было несомненным. Поэто- му, допуская заимствование паровых судов и современного огне- стрельного оружия, следовало сохранять верность конфуцианско- му учению. В китайской мысли второй половины XIX в. это было сформулировано следующим образом: «...восточное учение — ос- новное; западное учение — прикладное» (чжун сюе вэй бэнь, си сюе вэй юн). Впоследствии именно эта проблема (соотношение «вос- точного» и «западного» учений) стала одной из доминант китайс- кой мысли не только в XIX в., но и на всем протяжении XX в. После поражения Китая во второй «опиумной» войне в полеми- ку о путях выхода из создавшегося положения были вовлечены выс- шие сановники империи, входившие в ближайшее окружение им- ператора, правившего под девизом Сяньфын. Су Шунь, фаворит императора, глава налогового приказа, известный своим корысто- любием, объединил вокруг себя противников нововведений, выс- тупавших за восстановление изоляции Китая. Этой группе противо- стояли сановники во главе со сводными братьями императора — князьями Гуном и Чунем. В январе 1861 г. на имя императора был направлен меморандум за подписью князя Гуна. В нем предлагалось создать специальный орган в системе высших государственных ве- домств для разработки политики, призванной найти пути выхода из кризиса в отношениях Китая с внешним миром. Канцелярия по управлению делами заморских стран (так было предложено назвать этот орган, сокращенно Цзунли ямынь) должна была в первую оче- редь наладить сбор современной и достоверной информации об иностранных державах и организовать в торговых портах сбор пошлин с иностранных товаров. Впоследствии в функции этого ведом- ства вошли также вопросы производства современных вооружений, паровых судов, боеприпасов, машинной техники, телеграфных и железнодорожных линий. Таким образом, создание Цзунли ямыня ознаменовало, в сущности, начало проведения пусть ограничен- ных, но важных реформ, в ходе которых подспудно создавались условия для возникновения в Китае новых экономических институ- тов, заимствованных у стран Запада. Позиции сторонников нововведений при дворе упрочились после государственного переворота, происшедшего осенью 1861 г. После смерти императора Сяньфыня в августе 1861 г. Су Шунь стал во главе регентского совета, призванного править от имени малолетнего наследника престола Тунчжи. Он был сыном импе- ратрицы Цыси (1835—1908). Волевая, властолюбивая женщина, она строила далеко идущие честолюбивые планы захвата верхов- ной государственной власти. Цыси удалось достичь согласия со сводными братьями покойного императора и, воспользовавшись тем, что государственная печать находилась в ее руках, органи- зовать арест членов регентского совета во главе с Су Шунем. Цыси образовала совместное регентство со старшей женой покойного правителя Китая бездетной императрицей Сяо Чжэнь. При этом особая роль принадлежала Гуну, получившему титул «князя-со- ветника по государственным делам». В 1865 г. князь Гун был ли- шен этого звания, после чего Цыси могла принимать решения по важнейшим государственным делам практически единолично. Через некоторое время при не вполне выясненных обстоятель- ствах скоропостижно скончалась вдовствующая императрица Сяо Чжэнь, что означало устранение последнего препятствия, отде- лявшего Цыси от безраздельной власти. Субъективно цели сторонников «самоусиления» состояли в укреплении в первую очередь военного потенциала Китая, что должно было явиться главным условием подавления внутренней смуты, оказания достойного сопротивления иностранным дер- жавам и укрепления пошатнувшейся власти цинской династии. Однако вскоре сторонники курса реформ вполне естественно пришли к выводу о необходимости осуществить не только пере- подготовку войск, но и их перевооружение, а для этого необхо- димо было наладить собственное производство современных ви- дов оружия. В одном из меморандумов князя Гуна говорилось: «При всестороннем исследовании политики самоусиления ста- новится очевидным, что главным в ней является подготовка войск, а подготовку войск в свою очередь необходимо начинать с производства оружия». Но создание современного военного производства было не- возможно без использования индустриальных технологий. Наи- более отчетливо эта мысль была выражена в одном из меморан- думов крупнейшего деятеля эпохи «самоусиления» Ли Хунчжа- на, писавшего: «Сегодня главным средством обороны от врагов и основой самоусиления является производство машин». Итак, стремясь найти пути к укреплению системы восточного деспотизма в Китае, выглядевшей во второй половине XIX в. весь- ма архаической, сторонники реформ пришли к осознанию необ- ходимости создания современной по своей технологической форме промышленности в первую очередь усилиями самого деспоти- ческого государства. С этой точки зрения годы «самоусиления» явились временем создания условий для формирования китайс- кого капитализма «сверху» путем усилий, предпринимавшихся самим государством, предпочитавшим пока сохранять незыбле- мыми устои традиционной политической системы. Важно отметить, что наиболее активными практическими дея- телями реформ стали организаторы подавления антиправитель- ственных движений середины XIX в., создатели местных воинских формирований — Ли Хунчжан, Цзэн Гофань и Цзо Цзунтан. Имен- но они и основали первые в Китае арсеналы, использовавшие со- временную западную технику для производства вооружений. Пер- вый современный арсенал был создан Цзэн Гофанем в 1861 г. в г. Аньцин. Затем арсеналы, а впоследствии и механические заводы и верфи появились в Сучжоу, Шанхае, Нанкине, Тяньцзине, Сиа- не, Гуанчжоу, Чэнду и других крупнейших городах Китая. Характерной чертой этого вида промышленности и военных формирований было то, что они контролировались центральны- ми правительственными ведомствами лишь номинально. В дей- ствительности и арсеналы, и армии, образованные в ходе подав- ления тайпинов, оставались в руках региональных военачальни- ков. Это свидетельствовало о начавшемся упадке традиционной государственности. По форме эти процессы весьма напоминали явления, свойственные концу династийного цикла, обычно от- меченному децентрализацией власти. Но в условиях включения Китая в мировую капиталистическую систему династийный кри- зис был связан с возникновением тенденций, которые можно охарактеризовать как начальную фазу генезиса капитализма. Это в свою очередь создавало предпосылки для разрыва с прежним циклическим ходом китайской истории. На протяжении I860—1890-х гг. в Китае в рамках казенного сектора было создано около 20 промышленных предприятий, свя- занных с военным производством, на которых было занято примерно 10 тыс. рабочих. Технологически это была современная про- мышленность, основанная на применении машин, однако с точки зрения социальной организации ее было трудно охарактеризо- вать как буржуазное предпринимательство. Продукция, произво- димая на этих фабриках, минуя рынок, шла непосредственно на снабжение армий. Таким образом, здесь отсутствовал один из основных мотивов капиталистического производства — стремле- ние получить прибыль. Положение рабочих подчас было близко статусу государственных крепостных, а не свободной наемной рабочей силы. Тем не менее нельзя недооценивать усилия, пред- принятые китайскими милитаристами второй половины XIX в. в связи с созданием основ современного промышленного произ- водства в Китае. Необходимость обеспечения государственной промышленности сырьем и транспортными структурами заставляла лидеров регио- нальных группировок браться за решение и этих проблем. Государ- ство контролирует угледобывающее производство, строит железные дороги. В 1881 г. для перевозки угля от мест добычи к побережью в Северном Китае построена первая железная дорога. Начиная с 80-х гг. XIX в. экономическая сторона политики «са- моусиления» претерпевает некоторые существенные изменения. На- чинают строиться не только военные, но и гражданские предприя- тия (главным образом в текстильной промышленности), к участию в которых допускается национальный капитал. Правда, и в этот пе- риод государство продолжает исповедовать прежнюю идеологию по отношению к частному предпринимательству, которое рассматри- вается как потенциальная угроза общественным устоям. Например, в 1882 г. китайским коммерсантам было запрещено в течение 10 лет строить современные частные предприятия. Единственной формой участия их в современном предпринимательстве в связи с этим было вложение средств в казенную промышленность. После того как гражданская часть казенной промышленности оказалась связанной с рынком, выявилась низкая эффективность казенного управления, к которому начинают привлекаться и част- ные вкладчики капитала. В результате возникли две системы уп- равления государственно-частными предприятиями: «контроль чиновников, предпринимательство торговцев» и «совместное предпринимательство чиновников и торговцев». В сущности, пе- реход к подобным методам управления промышленностью озна- меновал постепенное движение к полноценному частнокапита- листическому предпринимательству на основе приватизации ка- зенной промышленности. Это движение было весьма противоречивым. В некоторых слу- чаях экономически неэффективное предприятие из разряда казенно-частных могло быть переведено в категорию частных. Так произошло в 1894 г. с крупнейшим металлургическим предприя- тием Китая того времени Ханьянским заводом, проданным в част- ные руки. Одновременно расположенная в той же провинции Хубэй прибыльная текстильная фабрика, являвшаяся смешан- ным предприятием, была выкуплена Чжан Чжидуном в казну, причем частные вкладчики получили лишь половину принадле- жавшей им доли. Неудивительно в связи с этим, что в процессе создания и «приватизации» крупных современных государствен- ных предприятий ведущую роль играли не столько торговцы, ос- тавшиеся, в сущности, беззащитными перед произволом со сто- роны государства, сколько чиновники - представители склады- вающегося бюрократического капитала. К середине 90-х гг. XIX в. на всех казенных и смешанных пред- приятиях была занята уже весьма значительная по численности группа фабричных рабочих, насчитывающая около 40 тыс. чело- век. Уровень эффективности работы казенного сектора, даже во- енных заводов, весьма значительно уступал производительности аналогичных европейских предприятий. Так, Хубэйский арсенал, выпускавший в конце XIX в. по лицензии винтовки системы «мау- зер», тратил на производство одной единицы продукции в 7 раз больше времени, чем на заводах «Маузер» в Германии. Второй путь складывания в Китае капитализма был связан с движением «снизу» в результате создания главным образом сред- них и мелких предприятий торговцами и зажиточными землевла- дельцами. В некоторых случаях образовывались современные про- мышленные предприятия в области переработки сельскохозяй- ственной продукции целыми клановыми организациями, особенно на юге Китая. На протяжении 70—90-х гг. XIX в. было основано более 70 таких промышленных предприятий с общим числом занятых около 30 тыс. человек. Несмотря на то что представители торгово- го и мануфактурного капитала также участвовали в создании со- временной промышленности, китайская промышленная бур- жуазия формировалась главным образом за счет сельских бога- чей, а также за счет бюрократии. Китайское государство вплоть до конца XIX в. продолжало придерживаться политики ограничения активности предпринимательского слоя. Для того чтобы иметь некоторые гарантии неприкосновенности капиталов, представи- тели складывающейся национальной буржуазии были вынужде- ны вступать в смешанные общества, находившиеся под контро- лем региональных клик и чиновничества. Положение рабочих на смешанных и частных предприятиях, как и на государственных, было жалким: ненормированный рабочий день, почти даровой труд, традиционная система поли- цейского надзора за рабочими. Под влиянием втягивания Китая в мировые хозяйственные связи, путь для чего был проложен опиумной торговлей, в нед- рах традиционной китайской экономики также происходили весь- ма существенные процессы, свидетельствовавшие о зарождении буржуазного предпринимательства в аграрных структурах, являв- шихся оплотом традиционной общественной системы. Эти явле- ния были связаны с развитием внешней торговли. Наряду с традиционными для экспорта товарами в 60-е гг. осо- бое значение Приобретает вывоз хлопка-сырца. Этот процесс явился одним из результатов гражданской войны 1861—1865 гг. в США, когда блокада северными штатами Юга привела к тому, что один из важнейших в мировой торговле регионов по производству хлоп- ка был отрезан от потребителей. Последнее обстоятельство при- вело к возрастанию роли Китая как важнейшего поставщика дан- ного вида сырья на мировой рынок. В указанные годы целые уез- ды в южнокитайских приморских провинциях переходят на выращивание хлопка, результатом чего стало нарушение харак- терного для всех традиционных обществ соединения зернового производства с выращиванием технических культур. Естественным следствием этого была коммерциализация сельской экономики в этих районах. Крестьяне, отказавшиеся от производства риса в пользу технических культур, были вынуждены обращаться к услу- гам рынка для приобретения продовольствия. И даже после того, как положение в США и в мировой торговле с хлопком восста- новилось после поражения южных штатов, процесс товаризации сельского хозяйства для Китая выглядел необратимым. Примерно те же процессы были характерны и для производ- ства шелка-сырца. Однако в данном случае это было результатом эпидемии тутового шелкопряда, поразившей западноевропейс- кое сельское' хозяйство, что также вызвало увеличение потреб- ности в вывозе этого товара из Китая. Не менее существенное влияние на трансформацию традици- онных экономических и социальных институтов оказал и ввоз иностранных товаров в Китай. На протяжении второй половины XIX в. ввоз опиума продолжал оставаться наиболее прибыльной статьей доходов иностранных торговцев. Несмотря на попытки иностранцев добиться широкого экспорта тканей, этот вид тор- говли не получил значительного распространения, зато фабрич- ная пряжа иностранного производства вскоре стала завоевывать китайский рынок. Причина состояла в колоссальном разрыве в производительности труда между индустриальным производством пряжи на Западе и традиционной технологией, продолжавшей господствовать в Китае. Производительность труда на британских текстильных фабриках в прядении была в 80 раз выше, чем на ремесленных предприятиях Китая, в то время как в ткачестве она превосходила производительность китайского ремесленника лишь в 4 раза. В связи с этим за период 70—90-х гг. XIX в. импорт иностранной пряжи увеличился в 20 раз, а тканей — всего лишь на 40%. Иностранные ткани получали все более широкое распро- странение на китайском рынке, В особенности после того, как усовершенствование технологий в области ткачества и открытие в 1869 г. Суэцкого канала понизили себестоимость одного куска тканей, привезенных из Европы, почти в 20 раз. В результате для китайского крестьянина приморских провин- ций стало более выгодным использование иностранной пряжи, чем пряжи отечественного производства. В образовавшуюся брешь между собственно земледелием и крестьянской домашней про- мышленностью устремился торгово-ростовщический капитал, взявший на себя прежде всего снабжение сельских дворов в де- ревнях, расположенных неподалеку от портов, открытых для тор- говли, иностранной фабричной пряжей. За небольшое вознаграж- дение крестьяне сначала на ткацких станках традиционного типа производили ткани для местных торговцев. Следующим этапом было предоставление дворам, которые оказались таким образом вовлеченными в буржуазное предпринимательство, более совре- менной ткацкой техники. Этот процесс представлял не что иное, как зарождение наиболее простых форм мануфактурного произ- водства, ориентированного на удовлетворение потребностей не только замкнутого крестьянского хозяйства, но и постепенно формирующегося национального рынка. Основным внешнеторговым партнером Китая во второй по- ловине XIX в. продолжала оставаться Британская империя, на долю которой приходилось около 2/3 китайского импорта и примерно 50% экспорта. Другие державы стремились также к увеличению своего присутствия на китайском рынке. В 80-х гг. XIX в. важным торговым партнером Китая становятся США, ввозившие в Ки- тай керосин — один из весьма существенных элементов китайс- кого импорта. Еще одним, третьим, путем развития в Китае капитализма было создание иностранного капиталистического сектора в ки- тайской экономике. Вследствие недальновидной политики цинс- кого правительства и постоянного давления со стороны иност- ранцев, опиравшихся на авторитетное превосходство европейс- кого оружия, система таможенных отношений действовала в Китае в пользу иностранного капитала, а не зарождавшегося национального предпринимательства. В результате второй «опиумной» войны таможни оказались под иностранным контролем. Еще в 1859 г. под давлением англичан было создано Управление импе- раторскими таможнями. Вскоре во главе его были поставлены иностранцы, призванные следить за выполнением Китаем обя- зательства по выплате контрибуций, которые обеспечивались от- числениями от таможенных сборов. В течение нескольких десяти- летий во главе китайских таможен стоял англичанин Харт, а к середине 90-х гг. в них служило около 800 иностранцев, боль- шинство из которых составляли англичане. Неудивительно, что экспортные пошлины (что было важно в первую очередь для на- ционального предпринимательства) примерно в два раза превы- шали импортные. Это свидетельствовало о том, что цинское пра- вительство проводило, в сущности, протекционистскую полити- ку, но по отношению к иностранному капиталу. К концу XIX в. в Китае действовало около 600 иностранных фирм, в том числе более 100 промышленных предприятий, пред- ставлявших наиболее современный сектор китайской экономики. Это были верфи, доки, шелкопрядильные, ткацкие, маслобой- ные, газовые, чаеперерабатывающие заводы и т.д. Кроме того, иностранцы 'занимали серьезные позиции в сфере современных финансов, транспорта, связи. Мировой рынок, иностранное предпринимательство на про- тяжении второй половины XIX в. все интенсивнее и глубже про- никали в структуры китайской традиционной экономики. С 60-х гг. Север, с 70-х гг. провинции бассейна Янцзы, в 80-е гг. юго-за- падные, а с конца XIX в. и северо-восточные регионы Китая ока- зываются периферийным элементом мирового рынка. Разуме- ется, эти процессы свидетельствовали о том, что традиционный Китай постепенно становился «полукапиталистическим», одна- ко степень вовлеченности китайской экономики в мировые хо- зяйственные связи и в первое десятилетие XX в. оказалась срав- нительно незначительной. В целом становление капитализма в Китае (впрочем, как и в других полуколониальных и зависимых странах, превратившихся в периферию мирового капиталистического хозяйства) отличалось рядом существенных особенностей по сравнению с классическим течением этого процесса в истории европейской цивилизации. Здесь не столько происходило вытеснение менее развитых форм буржу- азного предпринимательства более современными, сколько одно- временный рост и наиболее архаических (элементарные формы мануфактуры), и самых развитых его проявлений (крупная фабри- ка, основанная на использовании современных машин). Причем в сфере технологически наиболее совершенной инду- стрии монопольные позиции принадлежали традиционному го- сударству и иностранному капиталу. Это объективно ставило за- рождающуюся национальную буржуазию в ситуацию конфликта как с устоями деспотической государственности, так и с коло- ниальными державами Запада, являясь источником проявления китайского национализма. В отличие от традиционной ксенофо- бии этот национализм стремился (соединить призыв к возрожде- нию независимого и могущественного Китая с идеалами модер- низации, понимаемой как перенесение на китайскую почву не только современных индустриальных отношений, но и социальных и политических порядков. Неизбежным историческим парадоксом складывающейся си- туации было то, что объединение на основе современного рынка и современных форм политической организации было возможно в результате распада прежней политической системы, зиждив- шейся на скрепляющем общество единстве, обеспечиваемом «вос- точным» деспотизмом. Правившая в Китае маньчжурская динас- тия объективно не была заинтересована в быстром экономичес- ком развитии страны, поскольку неизбежным следствием этого стало бы усиление ханьцев и упадок господствующего положе- ния маньчжуров. Ростки будущей дезорганизации этого традици- онного общества содержались в региональном милитаризме, ста- новившемся на протяжении второй половины XIX в. все более влиятельным фактором китайской внутренней политики. Источник: А. В. Меликсетова - История Китая. Учебник - 2002
| |
Просмотров: 2565
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |